Центр лицензирования и сертификации

ks +38(067) 837-18-94

mts +38(095)762-84-59

lifecell +38(063)378-42-48

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

dergbud-insta

fb-dergbud

     Если откроем Закон Украины «Об ответственности за правонарушения в сфере градостроительной деятельности» или кодекс Украины «Об административных нарушениях», то увидим, что в случае не обеспечения заказчиком осуществления авторского надзора в случаях, если такой надзор является обязательным, согласно законодательству ему светят штрафные санкции так же и за технический надзор. А основанием для таких санкций будут результаты осуществления государственного архитектурно-строительного контроля, потому что проверке подлежит обеспечение заказчиком осуществления авторского и технического надзора, когда такой надзор является обязательным, согласно законодательству. То есть, в контрольных нормативно-правовых актах, вопрос выписан четко и однозначно. В то же время, в других актах, ну не приходилось встречать норм, что в таком или ином случае авторский надзор или технический надзор является обязательным, или наоборот не обязательным.  Ну и как быть?

 На мой взгляд, есть несколько ориентиров, которые позволяют немного приподнять завесу в этом вопросе. Однако до того как перейти к анализу этих ориентиров, нужно сделать довольно таки серьезную оговорку, дальнейший разговор может исходить лишь с тех позиций, что не осуществление авторского и технического надзора, влечет за собой ограничение действия ряда нормативно-правовых и нормативных актов в сфере строительства, в частности, общих условий заключения на выполнение договора подряда и ДБН «Организация строительного производства», потому что выполнить требования этих актов, без проведения авторского и технического надзора, не представляется возможным. Так, например существенными условиями договора подряда определены условия осуществления авторского и технического надзора за выполнением работ. Обратите внимание, не наличие или отсутствие указанных надзоров, а условия их осуществления. То есть наличие таких надзоров принимается априори, и это понятно, потому что, прежде всего это касается ведения исполнительной документации и особенно составления актов на закрытие скрытых работ и промежуточного принятия ответственных конструкций, которые подписываются представителями этих надзоров. Если взглянуть в приложение Н ДБН «Организация строительного производства», то не просто представить объект строительства, на котором не было бы ни одной из указанных в приложении позиций. Еще стоит отметить, что без проведения авторского и технического надзора теряется любой контроль за действиями подрядчика в процессе строительства. Понятно все может контролировать сам заказчик, но нормативно это не выписано. Поэтому все дальнейшие рассуждения нужно воспринимать в формате так могло бы быть, если бы это было предусмотрено. И еще, думается, что никто и ничто не может запретить заказчику, кроме него самого, на любом объекте организовать и осуществлять и авторский и технический надзор, не сообщая о них, если в этом нет необходимости. Хотя можно было бы высказать предположение, а лично я в этом убежден, что авторский надзор должен быть всегда, когда есть собственный проект, а у него соответственно есть автор проекта.

 Опять же, на мой взгляд, для определения обязательности или нет, проведения авторского и технического надзора, на штатных или классических объектах строительства, можно было бы руководствоваться актами, согласно которым приобретается право на выполнение строительных работ на таких объектах. Вспомним, что и уведомление о начале строительных работ на объектах СС1 и разрешение на выполнение строительных работ, предусматривают предоставление сведений об авторском и техническом надзоре. Без таких сведений право не будет предоставлено, а значит, осуществление обоих надзоров по факту выглядит обязательно. Однако в случае с приобретением права на выполнение работ на объектах, строящихся по строительному паспорту немного не так. На основании строительного паспорта, как известно, может быть разработана проектная документация по желанию заказчика, то есть появляется основание для проведения авторского надзора. Однако если информация о разработанной проектной документации в сообщении указывается, то об авторском надзоре ни слова, из чего очевидно можно предположить, что осуществление авторского надзора в этом случае не является обязательным, то есть на усмотрение заказчика, если сообщать о нем не нужно. Ответ на вопрос должен ли осуществляться технический надзор, если строительные работы осуществляются исключительно на основании строительного паспорта неоднозначны. В действующей редакции уведомления сведения о техническом надзоре отсутствуют, хотя до введения электронной системы они отмечались, правда, в той же редакции, при наличии, как, кстати, и сведения об авторском надзоре, что тоже нехорошо, потому что согласитесь не информировать и не осуществлять это разные вещи. Но тем самым подтверждалось право заказчика осуществлять эти надзоры но это не регулирует основной вопрос должна ли вестись на таких объектах строительства исполнительная документация, нормативного ответа на этот вопрос нет.

Подобная ситуация с перечнем строительных работ, не требующих документов, дающих право на их выполнение, и после окончания которых объект не подлежит принятию в эксплуатацию, известным как Перечень 406. Помните что согласно примечанию 3 к этому перечню, выполнение строительных работ по новому строительству, реконструкции, реставрации, капитальному ремонту, должно осуществляться с соблюдением требований законодательства строительных норм, стандартов и правил и в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном законодательством порядке проектной документации. Иными словами, кроме лишения необходимости приобретать право на выполнение строительных работ и вводить законченный строительством объект в эксплуатацию, что, несомненно кстати, указанные строительные работы должны выполняться в общем порядке, с авторским и техническим надзором и ведением исполнительной документации, не так ли?

   Ну, смотрите, строительные работы выполняются в соответствии с проектной документацией. Как по мне, если есть проектная документация, а у нее соответственно есть автор, то она не может быть реализована без благословения автора - разработчика или разработчиков проекта. Если заказчик решил разработать проект, то он должен и организовать авторский надзор за его реализацией. А проектировщик должен настаивать на проведении такого надзора, лучше это отметить сразу в договоре на выполнение проектных работ, потому что может и проект не точно быть прочитанным, а затем и реализованным. Говорить потом, если возникнут какие-то проблемы, что это не мой проект, ну как-то несерьезно. Для чего его тогда тот проект было разрабатывать? Но об этом на нормативно-правовом уровне, ни слова. А если проект не разрабатывался, то соответственно некому и не зачем осуществлять авторский надзор, здесь вроде все на поверхности и понятно. С техническим надзором немного сложнее, точнее глубже. Общими условиями заключения и исполнения договоров подряда в строительстве определено, что заказчик имеет право осуществлять в любое время, не вмешиваясь в хозяйственную деятельность подрядчика, технический надзор и контроль за ходом, качеством, стоимостью и объемами выполненных работ. Кстати у разработчиков проекта, нормативно возможности осуществлять надзор за реализацией своего детища в любое время, не выписано, только по графику или вызову, как-то непонятно, а где-то может даже и унизительно. Так что никто не запрещает осуществлять заказчику технический надзор, а что-то обязывает его осуществлять этот технический надзор? Ключ к ответу, как уже отмечалось в необходимости ведения исполнительной документации, которая удостоверяет особенности выполнения строительных работ на объекте строительства, отражает методы и условия их выполнения, подтверждает фактические параметры их результатов. Документы, входящие в исполнительную документацию, составляются по формам определенным ДБН «Организация строительного производства», и подписывается, в том числе представителями проектной организации и технического надзора. Поэтому без урегулирования вопроса ведения вообще или каким-то другим способом исполнительной документации, на объектах Перечня 406, ответ на вопрос обязательности или нет, авторского и технического надзора не найти. Такая же непонятная ситуация с порядком устройства средств беспрепятственного доступа лиц с инвалидностью и других маломобильных групп населения к домам, зданиям, сооружениям любого назначения их комплексов, ну и так далее. С одной стороны, действие этого Порядка не распространяется на строительство объектов, при новом строительстве, реконструкции, реставрации, капитальном ремонте. С другой, проектная документация на устройство средств беспрепятственного доступа разрабатывается в соответствии с порядком разработки проектной документации на строительство объектов, то есть у нее есть автор. А с третьей - работы по устройству средств беспрепятственного доступа выполняются с соблюдением требований законодательства, строительных норм и правил, а значит с ведением исполнительной документации. Здесь можно что-то понять вообще?

 И еще один нюанс. По определению, и в законе и в правительственном постановлении, авторский и технический надзор осуществляется при строительстве объекта архитектуры, а не объекта строительства. Но часть здания или сооружения по определению, не является объектом архитектуры, но является объектом строительства. И если принять эту сторону тогда и авторский и технический надзор точно не должны осуществляться на таких объектах строительства как часть здания или сооружения, потому что она не отнесена к объектам архитектуры.  Так что при выполнении капитального ремонта, реконструкции, реставрации которая осуществляется в пределах части сооружения законодательство не предусматривает осуществления авторского и технического надзора, и это фактически единственный случай выписан именно в законе. Но эту головоломку можно еще продолжать, в предыдущих статьях говорилось, что есть сооружения, которые на законодательном уровне не являются объектами строительства и есть строительные работы, на которые не распространяется установленный правительством порядок их выполнения.  А осмелится ли кто-то утверждать, что такие сооружения не являются объектом архитектуры? Или строительные работы подчеркиваю, строительные работы могут выполняться без проектной документации? Я уже не говорю, что без исполнительной документации там точно не обойтись, на минуточку, промышленные трубопроводы, а без авторского и технического надзора исполнительную документацию не составишь. Думаю, что по факту она и составляется, потому что ответственные исполнители должны быть и кому-то вопросы должны ставиться, в случае необходимости. Кому-то может думалось что вот так вот выскользнешь из-под приобретения права на выполнение строительных работ и сразу станет легче. а нет, все взаимосвязано. Только все меньше тех, кто об этом знает и хочет знать.

 г.Киев, Печерский район,бульвар Леси Украинки, дом 26Б, офис 404

(095)762-84-59, (067)837-18-94, (063)378-42-48

 

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

ОПЛАТА ПО ФАКТУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

 Представительства по всей Украине:

Киев, Одесса, Харьков, Днепр, Львов.

Отдел узаконивания самостроев

(095)762-84-59


Строительная лицензия и сертификация © 2010-2025. Все права защищены